ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
Язык
Чечерский районный центр гигиены и эпидемиологии Государственное учреждение "Чечерский районный
центр гигиены и эпидемиологии"
Архив
Июнь 2024 (5)
Май 2024 (7)
Апрель 2024 (9)
Март 2024 (9)
Февраль 2024 (2)
Январь 2024 (6)
Облако тегов


Резолюция Республиканского семинара «Организация надзора за питанием обучающихся в учреждениях образования»

Категория: СМИ Просмотров: 457
Семинар проходил с участием представителей Мингорисполкома, Фрунзенского райисполкома, ГУ РНПЦГ, ГУО БелМАПО, НМУ «Национальный институт развития образования», УП «Комбинат школьного питания Фрунзенского района г. Минска», областных ЦГЭ и ОЗ, Минского горЦГЭ, ряда ЦГЭ административных территорий.
В первую половину дня участники семинара обсудили достижения и проблемы питания обучающихся в учреждениях образования, определили задачи по решению проблем. Во второй половине дня участники семинара ознакомились с организацией питания и производственного контроля за питанием в 5-и учреждениях общего среднего образования Фрунзенского района г. Минска.
Госсаннадзор осуществляется за почти 7-ю тысячами пищеблоков.
Отмечено, что в последние годы, по инициативе санитарно-эпидемиологической службы, принимались достаточно серьезные решения, в том числе на межведомственном уровне (решения совместного заседания коллегий Минобразования и Минздрава от 29.04.2010 № 4/5.1 и от 09.10.2013 № 16.1/3), предусматривающие всесторонние меры в части улучшения качества питания (выполнение норм питания, соблюдение принципов здорового питания) обучающихся, в части укрепления материально-технической базы пищеблоков, повышения квалификации работников, повышения ответственности работников пищеблоков и всех заинтересованных за качество и безопасность питания.
Постоянно актуализируются санитарные нормы и правила по всем типам учреждений образования.
Кроме плановых проверок ежегодно в сентябре - октябре (на протяжении последних 10 лет) проводятся внеплановые проверки соблюдения требований санитарных норм и правил при организации питания обучающихся, о результатах информируются местные исполнительные и распорядительные органы, на республиканском уровне – Минобразования, Минторговли, Белкоопсоюз.
Достигли значительного улучшения материально-технической базы пищеблоков. За последние 7 лет (с начала действия Комплексного плана по ОКИ):
приобретено около 40 тысяч (в среднем 4,5 единицы на учреждение) торгово-технологического и холодильного оборудования (в 2006 г. 80% оборудования было с истекшим сроком эксплуатации и подлежало замене);
обеспеченность заготовочными цехами (участками) достигла 85% в учреждениях дошкольного и 91,0% – в учреждениях общего среднего образования;
в течение 1 - 2 лет будет полностью решена проблема обеспечения горячей проточной водой производственных помещений пищеблоков.
Питание обучающихся организовано по примерным рационам, соответствующим всем принципам детской диететики (щадящее по химическому составу и способам приготовления), в питании не используются (или ограничены) неполезные для здоровья пищевые продукты, пища свежеприготовленная («со сковороды»), учащимся 5 - 11 классов предоставляется возможность выбора блюд.
Для всех типов учреждений образования разработаны нормы питания в «нетто», что обеспечило достоверность подсчета норм питания.
Имеется полный набор сборников рецептур блюд с учетом возраста обучающихся.
Таким образом, на сегодняшний день есть все необходимое, чтобы должным образом организовывать качественное и безопасное питание, производственный контроль.
Вместе с тем, с 2007 г. в республике зарегистрировано 4-е вспышки ОКИ (пострадало 234 учащихся), связанных с питанием (2007 г. – Толочинская СШ № 1, 2010 г. – ясли-сад № 29 г. Пинска, 2012 г. – лицей г. Лунинца, 2013 г. – 10 школ г. Мозыря).
Результаты госсаннадзора свидетельствуют о сохранении риска возникновения групповой заболеваемости ОКИ. Наряду с этим зачастую отмечается формальное отношение должностных лиц вех заинтересованных сторон к организации производственного контроля, о чем свидетельствуют результаты госсаннадзора.
Ежегодно, в период проведения внеплановых тематических оперативных проверок, нарушения выявляются в 60 - 70% проверенных пищеблоков. В том числе нарушения в части безопасности составляют большинство (75 - 85%), включающее:
несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима – 30 - 40%;
недостаточную материально-техническую базу – 17,0 - 20%, при этом 201 (3,0%) пищеблок нуждается в проведении капитальных ремонтных работ, 750 (11,0%) – в обновлении торгово-технологического и холодильного оборудования;
необеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов – 10 - 12%;
несоблюдение технологии приготовления блюд – 10 - 12%.
Действенный производственный контроль сегодня должен стать основной гарантией безопасности питания обучающихся.
Сегодня почти у 50% взрослого населения РБ избыточная масса тела. За последние 10 лет заболеваемость ожирением детского населения до 14 лет выросла в 2 раза, сахарным диабетом – в 1,5 раза (ежегодно регистрируется около 150 новых случаев). Также у детей республики отмечается микронутриентная недостаточность.
Однако, выявляются факты несоответствия примерных двухнедельных рационов гигиеническим требованиям или необоснованное невыполнение примерных рационов питания.
Вновь актуальной стала проблема несоответствия норм расходов на питание установленным нормам питания – нормы питания по основным пищевым продуктам не выполняются почти на 20%. В данных условиях вопросу качества питания санитарно-эпидемиологическая служба уделяет недостаточное внимание (нарушения качества питания составляют 15 – 25% от всех выявленных нарушений), суточные рационы исследуются лишь в четверти проверенных пищеблоков.
Решение проблемы, прежде всего, должно быть на государственном и межведомственном уровнях, но и специалисты по ГДП должны вносить, в пределах компетенции, соответствующий вклад.
Большое значение имеет обучение детей принципам здорового питания.
Имеются существенные недостатки в качестве надзора, при этом по всем аспектам надзора.
Отсутствие достоверных данных материально-технического обеспечения учреждений образования не позволяет последовательно организовать работу в решении проблемы несоответствия пищеблоков требованиям санитарных норм и правил.
Отмечается недостаточный уровень профессионализма – не все недостатки специалисты видят на объекте.
Имеют место факты некачественной подготовки предписаний и нечеткой организации контроля за выполнением мероприятий предписаний.
Материалы в исполнительные и распорядительные органы зачастую носят характер просто информаций, в которых не обозначены четко проблемы и их причины, что предпринято нами по решению проблем и какие меры предлагается принять со стороны других заинтересованных.
При проверке специалистами ГУ РЦГЭ и ОЗ качества надзора за подготовкой учреждений образования к учебному году в Брестской и Минской областях лишь в Вилейском ЦГЭ делопроизводство ведется на должном уровне, не «теряется» ни один пункт предписаний.
Из позиций обеспечения обучающихся безопасным и качественным питанием, сохранения здоровья детей, повышения эффективности госсаннадзора за соблюдением санитарных норм и правил при организации питания обучающихся в учреждениях образования участниками семинара предложено определить следующие мероприятия санитарно-эпидемиологической службы по разделу гигиены детей и подростков:
1. Центрам гигиены и эпидемиологии административных территорий:
1.1. Предложить администрации учреждений образования, субъектам предпринимательской деятельности, организующим питание обучающихся, использовать в организации производственного контроля опыт администрации учреждений общего среднего образования и УП «Комбинат школьного питания Фрунзенского района г. Минска»

Срок исполнения – январь 2015 г.

1.2. Обеспечить, в пределах компетенции, «Комплекс мер по повышению охвата горячим питанием учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, на 2015 – 2018 годы» (утвержден 04.08.2014 г. зам. Министра образования РБ, согласован с Минторговли РБ, Минздравом РБ, Белкоопсоюзом).
Активизировать работу с учащимися и родителями по обучению принципам здорового питания.

Срок исполнения – 2015 – 2018 годы

1.3. Продолжить работу, в пределах компетенции, по укреплению материально-технической базы пищеблоков, при этом:
1.3.1. создать достоверную базу данных о состоянии материально-технической базы пищеблоков учреждений образования;

Срок исполнения – февраль 2015 г.

1.3.2. с целью выдачи предписаний (а не рекомендаций) к новому учебному ежегодно в конце учебного года уточнять ситуацию по состоянию материально-технической базы пищеблоков учреждений образования путем проведения внеплановых проверок по заявлениям администрации учреждений образования или отделов образования, физической культуры и спорта исполкомов;
Срок исполнения – ежегодно в марте
1.3.3. повысить качество предписаний по укреплению материально-технической базы пищеблоков, приведению пищеблоков в соответствие требованиям санитарных норм и правил:
мероприятия предписаний должны быть обоснованными;
мероприятия должны быть конкретными;
в случае включения такого мероприятия, как проведение капитального ремонта, указывать, какие конкретно мероприятия в ходе ремонта должны быть выполнены;
обеспечить адекватный (корректный) подход к установлению сроков исполнения предписаний, в том числе:
не допускать (за исключением чрезвычайных ситуаций) выдачу предписаний (рекомендаций) в июле-августе, требующих значительного вложения материальных ресурсов, со сроком исполнения к 01.09.2014 г.;
срок исполнения мероприятий к учебному году определить 20.08.2014 г.;
Срок исполнения – постоянно при подготовке предписаний

1.3.4. обеспечить должный контроль за выполнением предписаний в соответствии с Указом Президента Республики № 510, при этом:
не допускать необоснованных переносов сроков мероприятий предписаний;
не допускать переносов сроков мероприятий, могущих существенно увеличить риск осложнения санитарно-эпидемиологической ситуации;
при переносе сроков капитальных ремонтных работ определить минимальный перечень мероприятий, которые должны быть выполнены с целью минимизации риска осложнения санитарно-эпидемиологической ситуации

Срок исполнения – постоянно при контроле за выполнением предписаний

1.4. Повысить эффективность госсаннадзора за качеством питания обучающихся, в том числе:
1.4.1. обеспечить не реже 1 раза в год изучение рационов питания обучающихся в учреждениях образования, в которых количество основных приемов пищи не менее 2-х. Шире использовать теоретический метод изучения рационов питания;
Срок исполнения – постоянно при проведении проверок

1.4.2. при каждой проверке изучать ситуацию по выполнению установленных норм питания, по соблюдению примерных рационов питания, оценивать график приема пищи (его рациональность) и другое

Срок исполнения – постоянно при проведении проверок

1.5. повысить качество направляемых в местные исполнительные и распорядительные органы материалов по тем или другим проблемам – с учетом преследуемой цели четко отражать проблемы и их причины, что по решению проблем предпринято со стороны санитарно-эпидемиологической службы и что, по нашему мнению, нужно предпринять другим заинтересованным

Срок исполнения – постоянно при подготовке информационных материалов в исполкомы

2. Областным ЦГЭ и ОЗ, Минскому горЦГЭ:
2.1. создать достоверный банк данных состояния материально-технической базы пищеблоков учреждений образования;

Срок исполнения – март 2015 г.

2.3. с целью повышения эффективности методической помощи специалистам территориальных ЦГЭ:
2.3.1. продолжить практику проведения (с участием областных специалистов по гигиене детей и подростков) семинаров-практикумов на базе зональных ЦГЭ по:
по вопросам оценки соответствия пищеблоков требованиям санитарных норм и правил;
по вопросам повышения качества проверок организации питания обучающихся;
по оформлению актов проверок

Срок исполнения – в течение 2015 г. и в дальнейшем

2.3.2. обеспечивать оказание методической практической помощи территориальным ЦГЭ избирательно, с учетом актуальности проблемы укомплектования ЦГЭ квалифицированными работниками

Срок исполнения – в течение 2015 г. и в дальнейшем

3. Областным ЦГЭ и ОЗ:
3.1. Довести до сведения центров гигиены и эпидемиологии административных территорий предоставленные на семинаре материалы по производственному контролю соблюдения санитарных норм и правил при организации питания
Срок исполнения – до 25.12.2014 г.

3.2. Обеспечить внедрение опыта санитарно-эпидемиологической службы г. Минска по межведомственному взаимодействию в вопросах обеспечения качества и безопасности питания обучающихся в учреждениях образования

Срок исполнения – январь 2015 г.

4. ГУ РЦГЭ и ОЗ:
4.1. Проработать, совместно с ГУ «Брестский облЦГЭ и ОЗ», вопрос разработки форм базы данных, характеризующих санитарно-техническое состояние пищеблоков учреждений образования, для дальнейшей организации постоянного мониторинга

Срок исполнения – до 01.02.2015 г.

4.2. Учитывать выполнение настоящей резолюции при оценке осуществления госсаннадзора по разделу гигиены детей и подростков на отдельных территориях (в целом по области, г. Минску).

Секретарь Е.М. Хмара
дата: 3-03-2015, 19:08
автор: admin
Теги:
  • Комментарии



Имя:*
E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Телефон горячей линии

Привет, Гость

Опрос

Нравится сайт?

Да
Нет
Можно было и получше
Ужасно

Здоровые люди